Резолюция Конференции

 

Резолюция научно - практической конференции

«НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

13 ноября 2008 г.                                                                                                  г. Екатеринбург

 

В работе конференции приняли участие представители государственной власти, широкой общественности, предприятий, профессиональных союзов, союза промышленников и предпринимателей (работодателей), участники рынка негосударственного пенсионного обеспечения, руководители негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированного депозитария, члены Уральской Ассоциации НПФ, Национальной Ассоциации НПФ.

Отправным точками проведения конференции стали:

Примечательное событие - 10-летний Юбилей Уральской Ассоциации НПФ, единственной региональной общественной организации в Российской Федерации, объединяющей территориальные и профессиональные интересы по НПО;

Обсуждение и формирование рекомендаций по дальнейшим перспективам развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в регионах, учитывая, современную экономическую ситуацию и ее влияние на деятельность негосударственных пенсионных фондов.

Заслушав и обсудив выступления, мнения докладчиков, участники конференции отмечают, что негосударственное пенсионное обеспечение является важной частью пенсионной системы страны, пенсионные резервы совместно с пенсионными накоплениями оказывают существенное влияние на финансовые рынки.

            Деятельность негосударственных пенсионных фондов в Уральском регионе до настоящего времени характеризовалась положительной динамикой основных показателей: ростом количества участников по дополнительному пенсионному обеспечению, по обязательному пенсионному страхованию, объемов пенсионных резервов и пенсионных накоплений, инвестированных в экономику, размеров дополнительной пенсии, развитием пенсионной инфраструктуры.

            Вместе с тем, развитие рынков негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования сдерживается рядом проблем, как общефедерального и местного уровней, так и внутренними трудностями самой системы НПО. Сложившаяся в связи с финансовым кризисом  ситуация на российском финансовом рынке вызывает озабоченность участников НПО, населения, общественных организаций. Одновременно современная ситуация на финансовых рынках явилась катализатором  к более быстрой адаптации по соответствию  работы в современных условиях.

  Участники конференции отмечают результативность работы УАНПФ.

Главная цель - Расширение сферы влияния негосударственного пенсионного обеспечения, за 10 лет деятельности УАНПФ достигнута благодаря принципам дипломатии, уважения и профессионализма.

Ассоциацией была реализована инициатива вхождения НПО в систему социального партнерства  через различные формы - коллективные договоры, деятельность 3-х сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, взаимодействия с властными структурами субъектов федерации, работы межведомственной комиссии по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения, сотрудничество с профсоюзными органами, союзом промышленников и предпринимателей. Большое внимание УАНПФ уделяет  информационно-разъяснительной работе с населением  - проведение семинаров по отраслевому признаку, выпуск информационных сборников совместно с профсоюзами. Организация научно-практических конференций, выездных мероприятий, участие в разработке нормативно-правовых актов на региональном уровне, участие в качестве экспертов в разработке изменений и дополнений в Закон РФ «О негосударственных пенсионных фондах» является важным направлением работы УАНПФ.

      Участники конференции выражают готовность и в дальнейшем сотрудничать с Уральской Ассоциацией НПФ.

 

Участники конференции считают, что должна быть сформирована:

 

1. Система мер государственной поддержки НПО и пенсионного страхования, включающая:

- Введение системы государственного страхования обязательных пенсионных накоплений граждан по типу государственного страхования банковских вкладов.

- Введение гарантий по дополнительному пенсионному обеспечению через систему объединенных гарантийных фондов НПФ.

- Введение более эффективного режима налогообложения, стимулирующего работодателей и застрахованных лиц к уплате пенсионных взносов: для работодателей - исключение из налогооблагаемой базы по ЕСН взносов, вносимых работодателем в НПФ; для работников - обеспечить более простое получение социального налогового вычета по взносам, вносимым в НПФ; для НПФ - отмены налога на прибыль по доходам от размещения пенсионных резервов.

      2. Система мер поддержки деятельности средних и малых фондов, поскольку их работа представляется полезной, с точки зрения, расширения охвата потенциальных клиентов, необходимо принять меры по их сохранению, предусмотрев:

- Введение системы дифференцированных лицензий, в зависимости от объема пенсионных резервов и пенсионных накоплений, установив критерий размера имущества для обеспечения уставной деятельности в процентном отношении от общего имущества.

В настоящее время для НПФ, имеющих пенсионные обязательства в несколько десятков миллиардов и несколько десятков миллионов рублей, существует одинаковый по требованию законодательства размер ИОУД, что является экономически необоснованным, а также ведет к сворачиванию деятельности малых и средних (территориальных фондов).

-Введение временного моратория на перевод пенсионных резервов из одного фонда в другой. Уже сейчас можно наблюдать переток средств вкладчиков из одного фонда в другой, при этом решения принимаются на основании краткосрочных финансовых показателей фондов, что не может служить реальной оценкой надежности и доходности того или иного фонда.

- Введение законодательной процедуры объединения, слияния, поглощения НПФ, учитывающей интересы малых и средних НПФ и граждан.

В настоящее время отрабатываются уточнения, дополнения в стратегический план развития страны до 2020 года. В Стратегии развития Свердловской области до 2020 года заложена планка охвата дополнительным пенсионным обеспечением работающего населения Свердловской области до 50%, тогда как сегодня этот показатель достигает 10%. В этой связи потребность в деятельности средних и малых фондов возрастает, поскольку именно эти фонды способствуют развитию розничного сегмента рынка. В Свердловской области созданы основы по формированию новых типов фондов - таких как производственно - территориальные НПФ или территориально - отраслевые НПФ. Вышеуказанные фонды соединяют в себе интересы работников, социальную поддержку работодателей, поддержку властных структур, с точки зрения, вложения длинных пенсионных денег в экономику региона. Конференция рекомендует всем заинтересованным структурам изучить этот опыт с внесением последующих предложений.

3. Перспективы дальнейшего развития системы НПО для населения тесным образом связаны с результатами инвестиционной деятельности фондов и управляющих компаний. Существующие ограничения по инвестиционным портфелям тормозят реализацию реальных возможностей фондов. В этой связи необходимо разработать предложения:

- по расширению перечня инструментов разрешенных для инвестирования в них пенсионных резервов и накоплений, выработать механизм размещения пенсионных средств  в инфраструктурные проекты с участием государства.

- по изменению методики оценки деятельности НПФ, отмене проведения рыночной переоценки НПФ по итогам 2008 г. в связи с отсутствием оценочной базы.

4.Конференция, отмечая положительную работу Федерации профсоюзов, Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Свердловской области, рекомендует:

Областным федерациям профсоюзов проявлять дальнейшую наступательную позицию в обеспечении пенсионных гарантий  трудящихся. С этой целью проводить работу по включению  в коллективные договоры предприятий, организаций раздела: «Негосударственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, государственная поддержка формирования пенсионных накоплений»;

Областным союзам промышленников и предпринимателей (работодателей) содействовать организации механизма реализации ФЗ от 30.04.2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержки формирования пенсионных накоплений». С этой целью работодателям следует обеспечить понятный для работников процесс вступления в правоотношения по вышеуказанному закону (обучить сотрудников, которые будут оформлять перевод заявлений застрахованных лиц, создавать условия для информационной работы по изучению работниками положений закона и др.). Организацию работы по ФЗ от 30.04.2008 г. №56-ФЗ целесообразно закрепить приказом по предприятию.

 

 
Баннер Экспертной инициативы Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка Российский союз промышленников и предпринимателей журнал "Пенсионное обозрение"